 | Вернут ли дворцу Бутримовича родовой герб?
В пинском дворце Бутримовича идут реставрационные работы. Такая формулировка значится в официальных документах. В действительности же это – обыкновенная реконструкция или, если хотите, евроремонт. Ни горожане, ни туристы не увидят старейшее в городе каменное здание гражданского назначения под черепицей, как это было во времена короля Речи Посполитой Станислава Августа Понятовского, лично принимавшего участие в закладке данного дворца в 1784 году, или художника и композитора Наполеона Орды, приходившегося внуком первому владельцу Матеушу Бутримовичу и подолгу проживавшего в Пинске. Кровля останется современной, из листового металла. Особый разговор о потолках в овальном зале. С ведома проектной организации УП «Проектреставрация» (Минск) к ним прикрепили каркас из тонких металлических уголков и обшили гипсокартоном, образовав воздушную подушку. Аналогичным образом сейчас ремонтируют свои квартиры белорусы среднего достатка. Надо полагать, позже к гипсокартону специализированная фирма приклеит декор. Ведь интерьеры дворца планируется оформить в стиле XVIII века. Можно ли назвать это реставрацией? | Перед генподрядчиком, а им выступает пинское ОАО «СПМК-33», ставится задача сдать объект к Новому году. Строители намерены с ней справиться, им не впервой вручать заказчику объекты к праздникам, в частности областным и республиканским «Дожинкам». В данном случае заказчиком является КУПП «ЖКХ г. Пинска». Фасад здания фактически готов и уже приобрел дворцовую желто-белую расцветку. Пока субподрядная организация будет занята интерьерами, пинским строителям останется установить входные и межкомнатные двери, выложить полы, выполнить отделочные и покрасочные работы во внутренних помещениях, благоустроить прилегающую территорию и т. д. А еще прикрепить над парадным входом дворца его главный символ.
С момента постройки здания в 1790 году и на протяжении почти двух столетий таковым являлся «Топор» – герб рода Бутримовичей, полученный славными предками известного на Полесье вельможи в 1413 году. В советский период во дворце размещался Дом пионеров, и чуждый новой власти символ заменили пионерским значком. Недавно избавились и от него, срубили зубилом. И место крепления древнего геральдического знака пока остается свободным от какого-либо рисунка. Казалось бы, настало время восстановить историческую справедливость. Но, выяснилось, возвращать герб Бутримовича на прежнее место не собираются.
Причина кроется в следующем. В отреставрированном памятнике архитектуры эпохи классицизма разместится отдел ЗАГС Пинского горисполкома. Более того, городские власти не раз заявляли о своем намерении придать отреставрированному историческому зданию статус Дворца бракосочетаний. Вот и усмотрел кто-то в родовом гербе Бутримовичей неуместный для вступающих в брак топор.
– Это боевое оружие, которым предки Матеуша Бутримовича отстаивали независимость своего государства. Стыдиться такого знака могут только люди с низким уровнем духовной культуры, – возмущена председатель Пинского отделения Белорусской ассоциации экскурсоводов Татьяна Хвагина. – Мы не то что обязаны установить родовой герб Бутримовичей на положенное ему место, а памятник поставить этому человеку, все свои силы и знания положившему на служение Отечеству. Дворец входит в пятерку самых значимых памятников архитектуры города, ни одна экскурсия не обходится без его посещения. И однажды польские туристы, увидев на фасаде здания пионерский значок, мне так сказали: «По данному знаку мы будем следить, изменилось ли сознание людей в вашей стране или вы по-прежнему выковыриваете из истории только то, что угодно одному или группе чиновников».
Корреспондент «Вечерки» связался по телефону с научным руководителем проекта реставрации дворца Бутримовича Иваном Маркевичем из УП «Проектреставрация» (Минск). Иван Алексеевич подтвердил, что определенный символ на парадной стороне здания, несомненно, установят. Относительно возвращения на исконное место родового герба первого владельца здания, то он вместо ответа рекомендовал обратиться к главному архитектору проекта Татьяне Куцепаловой. А она еще раньше в интервью ТРК «Пинск» однозначно заявила, что знака с топором на Дворце бракосочетаний не будет. Освободившееся место, по ее словам, займет совершенно новый символ. Как знать, возможно, она не была бы столь категорична, если бы свое видение ситуации более активно отстаивали в Пинске и Бресте, если бы памятники архитектуры чаще посещал, например, главный хранитель историко-культурного наследия Брестской области Леонид Нестерчук?
Многострадальный пинский дворец! Последние пятьдесят лет он в прямом смысле слова медленно и безмолвно умирал. Что же случилось с пинским «муром» или «франтом», как его величали в своих воспоминаниях известные путешественники и писатели? Прежде чем ответить на этот вопрос, заглянем в историю строительства. А связана она с именем городского судьи и пинского подстаросты Матеуша Бутримовича (1745-1814), сыгравшего особую роль в развитии полесского региона. Этот человек первым из землевладельцев той эпохи приступил к мелиорации заболоченных территорий, финансировал прокладку новых дорог, оказывал всяческое содействие строительству Огинского и Королевского каналов. Именно при нем Пинск получил связь с Черным и Балтийским морями.
Бутримович изначально планировал построить дворец на берегу Пины. Но в то время в плотно застроенном вдоль реки городе не оказалось подходящей площадки для такого крупного объекта. Поэтому выбор пал на участок земли на месте оплывшего оборонительного рва. Фундамент будущего здания, которому предстояло на протяжении веков выдерживать излишнюю обводненность данной территории, проектировался отдельно. Строители забили в грунт деревянные сваи, поверх которых легли первые кирпичи. Тогда же была сооружена дренажная система, регулировавшая уровень грунтовых вод у стен дворца. Она благополучно работала до 60-х годов XX века. А нарушили ее при строительстве старого корпуса гостиницы «Припять». Кроме того, безликая четырехэтажная хрущевка закрыла собой повернутый к реке парадный фасад памятника архитектуры эпохи классицизма, отделив от него один из въездных флигелей и бывшее здание Пинского староства. Позже с левой стороны вырос еще один корпус гостиницы – девятиэтажный. Таким образом красивейшее в городе историческое здание оказалось словно зажатым в каменном мешке, к тому же регулярно утопало в талых и дождевых водах – потоки устремляются к дворцу сразу с трех сторон, образуя вокруг него настоящее озеро, проникая через дверной проем внутрь и затапливая цокольный этаж. Последнее такое наводнение случилось примерно месяц назад.
Избыток влаги – вот для дворца главная беда последних десятилетий и результат хозяйствования случайных людей. Не повторится ли та же история с реставрацией, куда направлено в общей сложности 6,1 миллиарда рублей бюджетных ассигнований? Строители уверяют, что тонуть дворец больше не будет. Отремонтирована дренажная система, устроена дополнительная ливневая канализация, к тому же теперь вода от стен дворца по проезжей части мимо старого корпуса гостиницы будет уходить прямо к реке.
Возможно, красивое здание, каких давно у нас уже не строят, удастся спасти для потомков. И пинчане, несомненно, будут помнить, что обязаны этим позиции областных властей. Что же касается куда более значимой части реставрации дворца – сохранения исторической памяти, – то, похоже, с этим есть вопросы.
|